Эксперты ТПП РФ обсудили вопросы применения искусственного интеллекта в развитии цифровых финансовых активов и цифровизации искусства
6 сентября состоялось заседание, организованное Советом ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике на тему: «Цифровизация искусства или искусство цифровизации?». Заседание проходило в рамках выставки живописи современных художников «Арт пространство Москва», организованной по инициативе творческого объединения «Новые передвижники» при поддержке Департамента культуры г. Москвы в рамках цикла мероприятий, посвященных празднованию Дня города Москвы.
Модераторами встречи выступили заместитель председателя Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Юлия Приходина и председатель Комиссии по цифровым финансовым активам Совета Олег Ушаков.
Выступая с приветственным словом, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин поблагодарил экспертов Совета за инициативу в проведении важного обсуждения и проработку вопросов развития цифровых финансовых активов (ЦФА) и подчеркнул актуальность вопросов правового регулирования применения инструментов искусственного интеллекта. В настоящее время с проникновением инструментов ИИ во все сферы экономики, этот вопрос становится все более актуальным.
С приветствием к участникам заседания также обратилась заместитель председателя Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике, ректор АНО ДПО «МИМОП» Анна Палагина. Она остановилась на важности междисциплинарного взаимодействия в формировании цифровой культуры, необходимости специальных образовательных программ с участием экспертов рынка и представителей компаний. Анна Палагина также привела примеры успешных программ, реализованных институтом по заказу ТПП РФ в сфере цифровизации, ИИ, нейросетей и нейромаркетинга, финансово-инвестиционного менеджмента.
Основными проблемами, которые обозначали эксперты в своих выступлениях, были особенности и риски использования искусственного интеллекта при создании произведений искусства, в том числе проблемы плагиата и защиты авторских прав; практика применения утилитарных цифровых прав (УЦП) в разрезе как финансового рынка, так и искусства; правовые аспекты регулирования цифрового искусства и произведений, созданных при помощи искусственного интеллекта; «токенизированное» искусство и вопросы его законодательного регулирования; спрос на цифровое искусство; проблемы вытеснения традиционных форматов искусства цифровыми.
По мнению художника и члена Совета директоров ТО «Новые передвижники» Алексея Шалаева отличить изображение, сгенерированное искусственным интеллектом, от созданного человеком уже сейчас не могут не только обыватели, но и профессиональные художники.
Похожей точки зрения придерживается и действительный член Международной академии современных искусств и Творческого союза профессиональных художников Екатерина Нешкова, которая заострила внимание присутствующих на том, что произведения, созданные искусственным интеллектом, задают с точки зрения детализации, цветовой палитры и прорисовки очень высокую планку для художников, использующих традиционные способы живописи, а также отметила, что искусственный интеллект должен контролироваться человеком из-за его способности самообучаться и пересамообучаться, в результате чего может закрасться ошибка, которая способна привести к неправильному результату.
По мнению художника, куратора выставочных проектов Евразийского художественного союза Алены Ковалевой рукотворные шедевры, представленные в музеях, помимо точности нюансов сочетания красок на холсте, передают общее настроение произведения, и даже сквозь века доносят отголоски энергетики художника, что невозможно ощутить, рассматривая произведение в телефоне или на компьютере.
Модератор заседания Юлия Приходина обратила внимание участников встречи на то, что под цифровым искусством могут подразумеваться разные форматы, например: произведения, созданные искусственным интеллектом; произведения, созданные совместно искусственным интеллектом и человеком; оцифрованные изображения уже созданных традиционными способами произведений искусства; токенизированные произведения искусства. И в зависимости от формы выражения цифрового искусства должно применяться различное правовое регулирование, проявляется различный спрос со стороны общества.
По словам искусствоведа, куратора проектов Государственной Третьяковской галереи Ивана Антонова, должна пройти определенная проверка временем, чтобы понять, что объект искусства готов стать частью коллекции галереи. Все, что висит в залах постоянной экспозиции, когда-то было современным, неоднозначным, непонятым, а сегодня - достояние культуры страны. Вполне вероятно, что произведения современных художников, работающих с цифровым искусством, впоследствии станут также частью национального культурного кода, в том числе войдя в собрание Третьяковской галереи.
Что касается «токенизированного искусства», Олег Ушаков обратил внимание, что в российском правовом поле отсутствует понятие «NFT», но на законодательном уровне закреплено понятие «утилитарные цифровые права», представляющие, по своей сути, токены, удостоверяющие, например, права требовать передачи имущества, передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. При этом эксперт подчеркнул, что на сегодняшний день утилитарные цифровые права рассматриваются как инвестиционный инструмент, что делает его похожим на цифровые финансовые активы. Функция утилитарных цифровых прав должна быть шире – они должны использоваться и как электронные расписки, электронный аналог складского свидетельства.
Юридические аспекты цифрового искусства обозначила в своем выступлении Фантина Мартиросян, партнер юридического бюро «Sagrada Legal». По мнению эксперта, проблема регулирования авторских прав на произведения, созданные искусственным интеллектом, сегодня в той или иной степени на законодательном уровне разрешена. Данная позиция основана на положении абзаца 5 п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении ч. 4 Гражданского кодекса РФ», в соответствии с которым творческий характер создания произведения не зависит от того, создано произведение автором собственноручно или с использованием технических средств. Вместе с тем, результаты, созданные с помощью технических средств, в отсутствие творческого характера деятельности человека объектами авторского права не являются.
Что касается инвестиций в цифровое искусство, то, по мнению основателя цифровой галереи «SAS Metagallery» Стеллы Лабужской, в России рынок цифрового искусства отсутствует. Причинами этого, по ее словам, являются низкая осведомленность о ценности цифрового искусства как предмета коллекционирования, недостаточная финансовая поддержка со стороны государства и бизнеса инициатив digital-энтузиастов, отсутствие комфортной и понятной законодательной базы для совершения цифровых транзакций, обусловленных блокчейн-технологиями.
Президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов», член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Артем Генкин подчеркнул, что цифровые технологии революционным образом преобразовали не только производство творческого контента и его глобальное распространение, но и методы его монетизации. Применение технологии блокчейн помогает идентифицировать цифровые права, эффективнее ими управлять и обеспечить получение адекватного вознаграждения авторам и владельцам контента.
Исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ, член Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Кирилл Косминский сообщил о возможностях привлечения инвестиций в креативные проекты, а также о возможности использования сферы современного искусства в части поиска объектов инвестиций.
В завершение руководитель клуба современных художников ArtPriority Алексей Аронов отметил, что конференция по ключевым вопросам, связанным с развитием искусственного интеллекта, получилась очень интересной, развернулась острая дискуссия и поблагодарил организаторов встречи.
Заседание проводилось при поддержке ТО «Новые передвижники», клуба ArtPriority, Московского отделения Ассоциации юристов России, Ассоциации операторов инвестиционных платформ, «ФИНАМ».
Совет ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, Ю. Приходина, Департамент проектной и инвестиционной деятельности, В. Варсанов