Творческое объединение «НОВЫЕ ПЕРЕДВИЖНИКИ»
Новости

Скромное обаяние реализма

20 мая арт-галерея «Смоленский Вернисаж» в ДК профсоюзов начала близкое знакомство своих зрителей с персональной выставкой известного художника Дениса Ковалева.

Несмотря на то что в его творческом багаже – участие в масштабных художественных выставках в Смоленске, Москве, Санкт-Петербурге и Милане, это будет первая персоналия мастера.

Работы Дениса Ковалева отличают особенная прозрачность, внимание к деталям и, если можно так выразиться, честность и искренность кисти. Все не случайно, ведь в своем творчестве художник продолжает традиции великих русских живописцев – представителей отечественной реалистичной школы живописи, заложенные в него в раннем детстве педагогом Баландиным Александром Васильевичем. Сейчас, пока мой собеседник готовится к выставке, краски на его пальцах не смываются круглые сутки – он привык все делать сам.

– Я все делаю своими руками, ведь это не портит тебя, ты как бы заземляешься и именно так полностью чувствуешь весь процесс своего творчества, – признается Денис в начале нашего интервью. – Название моей персоналии в «Смоленском Вернисаже» звучит максимально просто – «Русская живопись». Васнецов, Шишкин, Айвазовский и др. – я вырос на этих художниках, продолжаю эстетику их реализма. Мировое искусство воспринимаю через призму творений мастеров Товарищества передвижных выставок, такой формат мне очень интересен, и я хочу сделать его актуальным в наши дни.

– Денис, почему вы решили провести свою первую персоналию в таком камерном месте, как галерея в ДК профсоюзов? Обычно для таких знаковых событий художники выбирают максимально «пафосные» места – если выражаться простым обывательским языком…России.

– Для меня выставочный зал – это храм. Мне могут предлагать известную раскрученную локацию, нестандартные форматы, но в приоритете пространства с многолетней историей, с монументальной архитектурной составляющей. Все-таки ведь занимаюсь классическим искусством… Большое значение имеет человеческий фактор. Все идет от человека – его интересов, мыслей, мотивов… В нашей сфере вращаются самые разные люди: с кем-то получается работать, с кем-то нет. Но я всегда внимательно отношусь к каждому предложению, охотно иду навстречу таким энтузиастам, как я сам. Меня очень вдохновила энергия авторов проекта «Смоленский Вернисаж» Ильи и Сергея, поэтому я сразу согласился поработать вместе. На самом деле я человек максимально простой. Когда только начинал работать на свое имя, к кому только не обращался… Получал немало отказов. Хотя мне такая позиция не близка, ведь сам обычно стараюсь любую просьбу рассмотреть и по возможности дать положительный ответ. Знаете, я пришел в искусство благодаря людям, которые к нему вообще не имеют никакого отношения. А вот как раз те, кто «от искусства», чаще всего закрывали передо мной двери – и правильно делали!

– Почему вам так близок реализм? Есть мнение, что для точных отпечатков нашей жизни достаточно фотографии.

– Я считаю, что если мне что-то дано свыше, то это нужно развивать и делать это можно по-разному… Мой путь – это учиться видеть красоту в каждом дне, в каждом моменте. Будь то пасмурный холодный день, серый, слякотный. Или наоборот, яркий и солнечный. Каждый миг жизни ценен, и ты должен проживать его максимально полно – неважно, плохо тебе, хорошо ли. Можно писать баталии, можно писать мирное небо над головой. Война – это страшно, солнце и мирное небо – это прекрасно. Но если событие произошло, его нужно показывать.

– А что думает публика?

– По моим наблюдениям, с одной стороны, у зрителя есть запрос на фундаментальное, реалистичное, а с другой стороны, есть люди, которые считают творчество реалистов скучным. Мол, пейзажи Шишкина, жанровая живопись Репина – это банальщина, просто взгляни в окно и увидишь то же самое. Каждый имеет право на свое индивидуальное восприятие. Мне нравится передавать состояние природы в один конкретный миг. Кстати, если мы возьмем энциклопедию мирового и русского искусства, то увидим, что у многих художников мотив будет схож по сюжету, но у каждого есть свой стиль, цвет, темперамент и все из перечисленного передается по-своему. Это очень тонкая материя. А потом люди будут любоваться им 200, 500, 1000 лет. Как на запечатленный кадр.

– Денис, если говорить о цифрах – сколько работ и за какой промежуток времени мы увидим на вашей персоналии?

– Пятьдесят одну. Это станковая живопись, быстрые и длительные этюды… Такая разноплановая палитра. Что касается временного промежутка, то представлены будут картины с 2015 года и по сегодняшний день – лучшее за 8 лет.

– Расскажите, как сложился ваш роман с Миланом? Насколько избалована европейская публика?

– Это был период 2017–2018 годов – тот период времени, когда я представил первые свои многочасовые работы. Выставиться в Смоленске возможности не было, только если представить несколько своих картин в ряду других. Мне же хотелось найти более перспективные площадки. И вот онлайн начал сотрудничество с галеристами из Москвы, которые и предложили мне центр Милана. Мои работы успешно прошли отбор. Опыт участия в таком разношерстном миксе, где нет общей концепции, был необычным и новым, но в итоге для себя я от нее отказался. Это не мое, не вижу себя во всей этой выставочной пестроте. Что касается европейской аудитории, то ее отношение к искусству, как я смог убедиться, достаточно потребительское: у тебя могут купить картину прямо на пленэре, просто из-под кисти, за 500 евро, повесить дома в гостиную как предмет интерьера.

На контрасте особенно важной и ценной для меня стала московская выставка творческой ассоциации «Новые передвижники», где представлены одни из самых именитых и титулованных представителей современной русской классической школы живописи. В итоге одна из моих картин получила приз зрительских симпатий, и я был приглашен пополнить ряды «Новых передвижников». На самом деле мне абсолютно не важны звания и авторитеты, не состою ни в каких движениях и союзах – я свободный во всех смыслах художник. Искренне считаю, что слишком пристальное внимание аудитории к художнику наносит ему вред. Потому что между творцом и холстом не должно быть никого и ничего. Ведь у творческих людей и без того хватает соблазнов, из-за которых они зачастую не справляются с управлением, скажем так. Нужно быть аккуратным, осторожным, свои силы и свой талант направлять в нужное русло. Трудолюбие, целеустремленность, ответственность… И – не стоит бояться открыто заявлять миру о том, что ты есть и твое творчество должно быть услышанным и увиденным. Потому что вместо тебя этого не сделает никто.

Выставка Дениса Ковалева в галерее «Смоленский Вернисаж» (ул. Ленина, 16) начинается 20 мая и будет проходить по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00, в будние дни – по предварительной записи. Официальное открытие назначено на 27 мая в 15:00.

Справка «ГТ»:

Ковалев Денис Григорьевич.
Родился 12 августа 1982 г.
С шести лет учился в изостудии. Окончил ДХШ № 2 г. Смоленска.
1999–2004 гг. – художественно-графический факультет СмолГУ.
Ученик Александра Васильевича Баландина.
Свободный художник-живописец.
Представитель отечественной реалистичной школы живописи.
Участник молодежных, областных, международных выставочных проектов, в т. ч. по линии СХР.
С 2017 по 2019 год действительный член Ассоциации деятелей искусства и культуры «Творческое объединение «Новые передвижники»».
Победитель конкурса на приз зрительских симпатий в рамках Международного кинофестиваля имени Саввы Морозова «Россия. Штрихи к портрету» (работа «Зимний вечер»).
2020–2021 гг. – художник и художественный руководитель проекта ART Barin – отеля современного искусства.
Участник международных пленэрно-выставочных проектов «Русская Атлантида» 2019–2022 гг.
ART ECO 2019/2020 INDIA.
Работы находятся в фонде Санкт-Петербургского Центра гуманитарных программ, Mayo college, Hotel Flowers Inn, частных собраниях РФ, Беларуси, Индии.

Беседовала Инна ПЕТРОВА, газета «Главная тема» (Смоленск)
Фото предоставлено респондентом
https://glavnayatema.com/?p=123043
Выставки Интервью
Made on
Tilda